Изменённая вероятность (zemphi) wrote,
Изменённая вероятность
zemphi

Астор Пьяццолла (11/03.1921 – 4/07.1992)


 Adiós, Nonino” – это танго Пьяццолла написал на смерть своего отца в 1959. Новость застала его на выступлении в Пуэрто-Рико...

    

     Чо-та Стас [info]sagittario расслабился с музыкальными датами и просветительской деятельностью своей, так что придётся мне. 
     Потому что Пьяццолла – это ТАНГО. Потому что от Пьяццоллы тянутся ниточки в Москву, в Буэнос-Айрес, к моим кровеносным сосудам, к обрывкам бечевки, из которой плёл свои ловушки Орасио Оливейра.

     Потому что мятеж. Потому что на протяжении всей жизни - поиск.

     ... Он получил свой первый бандонеон (разновидность аккордеона) в восемь лет, а четыре года спустя начал брать уроки фортепьянной игры у венгра Бэлы Вилда – одного из учеников самого Рахманинова. Благодаря этим урокам юный Астор погрузился в мир классики, и вся его творческая деятельность впоследствие отразила метания между роялем и бандонеоном, между симфонической музыкой и танго, между классикой и джазом.

     Детство и юность Пьяццоллы прошли в рабочем районе Чикаго, куда Висенте, его отец, перевёз семью из аристократического аргентинского Мар-де-Платы. Поэтому помимо классических изысков и отголосков музыки с исторической родины, были ещё драки в баре на углу, джаз по радио у соседей, пластинки Гершвина и Эла Джонсона, Великая Депрессия и немое кино с музыкой вместо слов; часто – гениальной музыкой...

     И всё же – Танго, в темпераментном переплетении с Судьбой. С затейливыми па и элементом мистики... Год 1935: юный Астор снимается в фильме “El día que me quieras” у самого Карлоса Гарделя. После окончания съёмок Король Танго приглашает талантливого мальчика в турне по Латинской Америке, в которое собирается вместе со своим оркестром. Пьяццолла-старший решает, что сын ещё мал для таких вещей, и Астор остаётся.

     ...А Гардель и его музыканты с гастролей так и не вернулись, потому что погибли в авиакатастрофе над Колумбией.

     Смерть, рождение, циклы, обрывки бечевки...

     На смену классическому танго готовится новое, мятежное, с синкопами и диссонансами.

     Против правил, как кастеты у чикагских подростков, которые дерутся «стенка на стенку», как хрип Сатчмо, как неизбывная печаль в комических пассажах Чарли Чаплина.

     Свою конкисту мира танго Пьяццолла начал в 17 лет в Буэнос-Айресе, где оказался вместе с родителями после многолетнего проживания в Чикаго. Днём – симфонический оркестр Театра Колон, уроки композиции и фортепьянной игры, а вечерами – танго в портовых барах и любительских клубах. К переплетению Танго и Судьбы прикладывает руку знаменитый Анибал Тройло, который берёт юношу бандонеонистом  в свой оркестр. Пьяццолла уже пишет и исполняет собственные вещи, которые для одних звучат как «нонсенс» или «убийство танго», а для других – как «новая музыка Буэнос-Айреса» и «эволюция жанра».

     В 1946-ом у него уже свой собственный оркестр, а в 1954-ом молодой композитор и исполнитель едет во Францию - изучать в Парижской Консерватории законы гармонии. Той самой гармонии, которую он потом подчинит своей воле и научит выполнять все его прихоти.

      

     «...Они (критики – А.Н.) продолжают верить в портовые легенды, а я – нет. Они верят в фартового типа с платком на шее и фетровой шляпе, а я – нет. Если всё изменилось, то музыка Буэнос-Айреса тоже должна измениться. И очень многие разделяют мою точку зрения и хотят изменить танго, но это закоснелым сеньорам невдомёк. Я делаю и буду делать то, что считаю нужным, как бы они не исходили слюной.»

                                               Астор Пьяццолла, журнал «Антенна», Буэнос-Айрес1954

 

     Закончив обучение, он возвращается в Аргентину, а в 1958-ом снова покидает её на два года – Пьяццолла едет в Америку своего детства, откуда привозит уже закрепившийся джазовый привкус. Синкопы и импровизаторство отличают многие его последующие творения и манеру исполнения.

     В 1960-ом возвращается в Буэнос-Айрес и образует квинтет (бандонеон, фортепиано, скрипка, электрогитара и контрабас), который производит фурор в кругах музыкального авангарда. С этим квинтетом Пьяццолла исполняет свои танго на стихи Борхеса (да-да, Борхес писал не только прозу) и поэта Орасио Феррера (“Balada para un loco”).  

     1973 – инфаркт. И тогда же начинается «итальянский период» - чтобы плетение не прерывалось и Танго БЫЛО, Судьба ведёт музыканта поправлять здоровье в Европу. Среди прочих произведений там рождается “Libertando”, уже ставшее классикой. И в Аргентину оттуда он возвращается уже в заслуженном лавровом венце.

     Пьяццолла остаётся верен своей любви к классической музыке, и в эти годы создаёт также симфонические произведения.

     1988 – операция на сердце сразу с четырьмя «бай-пасами».

     1992, 4 июля, Буэнос-Айрес – мотор заглох. А увитая музыкой Судьба всё витает.

     Так же, как и помеченное Судьбой Танго.

А вот ссылка с нотами... для желающих и способных http://www.todotango.com/spanish/biblioteca/partituras/partituras_autor.asp?idc=26&c=Astor%20Piazzolla 
 "Las tardecitas de Buenos Aires tienen este... qué sé yo..!" (c)

Tags: Аргентина, кУльтур-мультур
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments